г. Алматы 1expert1@inbox.ru vk.com/diplomexpert
|
![]() |
Методические рекомендации предназначены для студентов-выпускников факультета культуры и заочного факультета, обучающихся по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».
Издание рекомендуется также преподавателям кафедры социально-культурных технологий для обеспечения единых подходов и требований при руководстве дипломными работами.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой самостоятельное теоретико-эмпирическое, практико-ориентированное исследование, направленное на постановку и решение актуальных проблем социально-культурной сферы и характеризующее уровень профессиональной подготовки выпускника вуза.
Выполнение дипломной работы является заключительным этапом обучения студентов Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, а ее защита — основная часть государственной аттестации. Положительная оценка дипломной работы — свидетельство профессиональной зрелости выпускника и в совокупности с успешной сдачей экзаменов дает право на получение диплома государственного образца, удостоверяющего наличие специального высшего образования.
Дипломная работа является обязательным элементом дневной и заочной форм обучения студентов Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов и имеет своей целью:
— формирование научно-исследовательских знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное включение студентов в социально-культурную деятельность, преобразование социокультурной практики с научно обоснованных позиций;
— расширение, систематизацию, закрепление теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний в социально-культурной деятельности;
— выявление навыков ведения самостоятельной творческой работы и владения методологией и методикой исследования и экспериментирования при решении научно-практических проблем;
— совершенствование способностей четко, ясно и логично излагать в письменной форме свои мысли по актуальным вопросам специальности;
— предоставление возможности самоутвердиться, самореализоваться в избранном направлении научно-практической деятельности, раскрыть свои возможности, культуру мышления, кругозор, широту и глубину научных обобщений, способность применять полученные в университете знания и умения в различных сферах социально-культурной деятельности.
Дипломная работа является законченной, самостоятельной работой, носит учебно-исследовательский характер и должна:
— основываться на анализе научных концепций, специальной научной и справочной литературы, нормативно-правовых документов, достоверного фактического материала из практики деятельности учреждений и организаций социокультурной сферы;
— содержать элементы новизны (выдвижение и разработка новой проблемы, еще не получившей в литературе достаточного освещения, формулирование практических рекомендаций по их решению и т.п.);
— носить самостоятельный, поисковый, творческий характер.
В процессе работы над дипломным проектом у студентов целенаправленно формируются необходимые компетенции:
— знание методики научно-исследовательской работы в социокультурной сфере;
— умение планировать свою научно-исследовательскую работу;
— умение анализировать научные концепции, специальную научную и справочную литературу, нормативно-правовые документы, достоверный фактический материал из практики деятельности учреждений и организаций социокультурной сферы, систематизировать и обобщать полученные данные;
— умение применить теоретические и практические знания по специальности при решении конкретных социально-культурных задач;
— умение осуществлять научный поиск в направлениях совершенствования социокультурной сферы;
— навыки разработки и реализации социокультурных проектов и программ.
— навыки самообучения.
Дипломная работа, как продукт профессиональной деятельности специалиста, должна обладать потребительскими свойствами, быть востребованной в жизни, служить визитной карточкой выпускника в процессе поиска работы.
ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и практики социально-культурной деятельности.
Тематика дипломных работ ежегодно определяется и рассматривается кафедрой социально-культурных технологий, обсуждается Ученым советом факультета, утверждается приказом ректора в апреле предвыпускного учебного года и доводится до сведения студентов.
Тематика дипломных работ, предлагаемая кафедрой, строится с учетом разнообразных интересов студентов, желающих совершенствовать свою научно-исследовательскую деятельность по различным аспектам теории и практики социально-культурной деятельности.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы из предложенной тематики. Если предложенная тематика не в полной мере устраивает студента, он может предложить свой аспект рассмотрения проблемы или другую формулировку темы, представив необходимое обоснование целесообразности ее разработки.
Выбор темы дипломной работы осуществляется студентом в начале 5-го семестра обучения. Это дает студенту возможность углубленно изучать те или иные разделы учебных дисциплин, выполнять рефераты, контрольные и курсовые работы по избранной теме, более целенаправленно работать в процессе практики, апробировать материалы дипломной работы на практических занятиях, научных студенческих конференциях.
Окончательно тема формулируется на основе письменного заявления студента (Приложение 1). Кафедра социально-культурных технологий определяет руководителей, и по представлению декана факультета темы и научные руководители утверждаются приказом ректора университета (для очной формы обучения — в срок до 7 октября предвыпускной сессии; для заочной — в течение 10 дней по окончании предвыпускной сессии). Такие сроки выбора и утверждения темы дают возможность студенту апробировать свои возможности, соотнести личные интересы с запросами практики, определить будущую профессиональную деятельность в широкой практике социально-культурной сферы.
От правильного выбора темы во многом зависит успех всего дипломного исследования. Решение, принятое на заключительном этапе обучения в Университете, нередко предопределяет будущую профессиональную (практическую, научную и преподавательскую) работу.
Многие студенты дневной и заочной формы обучения работают в различных учреждениях и организациях социально-культурной сферы. Поэтому тему дипломной работы целесообразно выбирать с таким расчетом, чтобы, с одной стороны, наиболее полно использовать практику данного вида социально-культурной деятельности, а с другой — иметь возможность наблюдения объекта исследования и проведения эксперимента в реальных условиях, использовать обобщенный теоретический и практический материал дипломного исследования на конкретном рабочем месте.
При выборе темы дипломной работы необходимо руководствоваться следующими критериями:
— тема должна соответствовать профилю образовательной программы;
— не следует брать общие темы или темы, которые давно и подробно разработаны (на такой дипломный проект не будет спроса);
— тема должна содержать элементы новизны и предопределять собой практическую направленность исследования;
— тема должна соответствовать индивидуальным интересам автора;
— необходимо учитывать степень подготовленности автора дипломной работы, его «предварительный багаж», позволяющий или не позволяющий эффективно решать поставленные задачи;
— необходимо объективно представлять реальность выполнения намеченной работы, ее объем, срок, доступность источников, наличие экспериментальной базы.
Выбирая тему, необходимо продумать характер ее разработки. Разработка тем должны носить теоретико-прикладной характер. В данном случае дипломные исследования могут быть востребованы многочисленными организациями и учреждениями социально-культурной сферы. Отдельные темы могут разрабатываться сугубо теоретически. Они преимущественно предназначены для преподавательской деятельности, работы в научно-исследовательских институтах, поступления в аспирантуру, публикации в виде монографии, статьи и т. д.
РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Консультационные часы.
1. Научный руководитель вместе со студентом разрабатывают содержание и структуру дипломной работы, определяют проблему, цель, задачи исследования.
Научный руководитель выдает студенту утвержденное заведующим кафедрой задание на разработку дипломной работы (Приложение 2) и задание на изучение объекта практики и сбор материала к дипломной работе, составляется календарный график работы студента на весь период выполнения дипломной работы.
2. Научный руководитель дипломной работы проводит систематические беседы со студентом и консультирует по мере необходимости. Дата, время консультаций, задачи, которые за определенный период должен выполнить студент, фиксируются в журнале работы с дипломниками.
3. Научный руководитель проверяет выполнение работы (по частям или в целом) и речь студента во время защиты дипломной работы и пишет отзыв на дипломную работу (Приложение 3), в котором дает оценку научного уровня решения студентом поставленных перед ним задач, степени его самостоятельности и творческой активности при выполнении дипломной работы, умения логично и грамотно излагать свои мысли, а также определить уровень общей подготовки студентов по специальности.
В случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы с оплатой их труда за счет лимита времени, выделенного на руководство дипломной работой.
Консультанты проверяют и оценивают выполнение соответствующего раздела дипломной работы.
Перед отъездом домой студент-заочник должен встретиться с руководителем и получить задание на дипломное исследование, согласовать план работы и график предоставленного материала.
В задании на дипломную работу обычно намечаются основные вопросы, которые необходимо рассмотреть. Особое внимание следует уделить разработке исследовательского проекта.
Исследовательский проект — «лицо специалиста», которое отражает умение автора анализировать проблемную ситуацию, определить логику и границы исследования.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа должна содержать:
1) Титульный лист (Приложение 5).
2) Оглавление работы с точным наименованием всех глав и параграфов, с указанием номеров страниц.
3) Введение.
4) Основную текстовую часть (2 или 3 главы, состоящие из параграфов).
5) Выводы.
6) Заключение.
7) Список литературы и интернет-источников.
8) Приложения.
Введение занимает сравнительно небольшой объем дипломной работы (3–5 стр.), но представляет собой наиболее ответственную часть дипломной работы, поскольку в сжатой форме содержит все основные положения, обоснованию которых посвящена дипломная работа. Это актуальность выбранной темы, проблема дипломного исследования, цель и задачи, объект и предмет дипломного исследования, степень научной разработанности темы исследования, гипотеза, методы, база дипломного исследования, а так же практическая значимость результатов исследования.
— почему данная тема актуальна именно сейчас;
— что препятствовало адекватному раскрытию темы раньше;
— как обращение к теме обусловлено динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях;
— почему необходимо изучение темы в новых ракурсах, с применением новых методов.
В актуальности темы исследования раскрываются противоречия, на основе которых формулируется проблема.
Проблема — это существенное расхождение между желаемым и фактическим состоянием объекта и внешней среды.
Проблема должна быть сформулирована в виде проблемной ситуации (Проблема дипломного исследования заключается в противоречии между… и…).
Структура проблемы может быть моносоставной или полисоставной. При моносоставной структуре проблема состоит из одного тезиса, при полисоставной — одновременно выдвигаются несколько тезисов.
В качестве цели исследования в сжатом виде формулируется предполагаемый результат, отражающий теоретический и практический уровни исследования.
Цель формулируется с помощью глаголов («обосновать…», «определить…», «разработать» и т. д.).
Задачи дипломного исследования служат реализации поставленной цели и характеризуют основные этапы исследовательской деятельности.
Задачи определяют логическую структуру дипломной работы и ход проводимого исследования.
Все поставленные в работе задачи должны быть решены.
Задачи должны соответствовать названиям глав и параграфов и формулируются с помощью глаголов («охарактеризовать», «проанализировать», «рассмотреть», «описать», «обобщить», «обосновать» и пр.).
5. Объект дипломного исследования.
В качестве объекта исследования рассматривается та часть практики или научного знания, которая подлежит изучению. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
В дипломной работе объектами могут выступать индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность; явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры.
6. Предмет дипломного исследования.
Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.
Объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное.
Предмет исследования всегда находится в границах объекта.
Предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
7. Степень научной разработанности проблемы исследования отражает уровень ее изученности, показывает, кто и в каком контексте изучал поставленную в исследовании проблему.
Этот раздел введения наглядно демонстрирует научный и профессиональный кругозор автора исследования и еще раз подтверждает актуальность поставленной проблемы.
Указанные в данном разделе фамилии авторов должны быть отражены и в тексте работы, и в списке литературы.
8. Гипотеза дипломного исследования – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неочевидно, т.е. требует доказательства.
Гипотеза – это предположение о том, каким образом автор исследования намерен разрешить поставленную проблему.
Гипотеза в последующей экспериментальной (в некоторых случаях теоретической) проверке либо подтверждается, либо опровергается, и тогда строится новая гипотеза.
Гипотеза дипломного исследования может быть сформулирована с помощью вводных слов и оборотов:
«Если ..., то …»
«Так как …, то …»
«Можно предположить, что …»
«… возможно при условии:
- …
- …
- …»
9. Методы дипломного исследования.
В дипломных работах могут быть использованы следующие методы: анализ документов, контент-анализ, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, тестирование, моделирование, социокультурное проектирование и т. д.
10. Практическая значимость дипломного исследования заключается в возможности использования результатов исследования в социокультурной практике. Во Введении необходимо указать, в каких организациях социокультурной сферы и в какой мере могут быть использованы результаты исследования.
Внимательно отнеситесь к выбору базы дипломного исследования.
11. База дипломного исследования — это конкретная социокультурная организация (или несколько организаций), в которой осуществляется опытно-экспериментальная работа.
Основная часть работы (две главы) по объему должна составлять примерно 70 % всего текста. Здесь подробно излагается ход дипломного исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.
Первая глава дипломной работы отражает теоретические основы исследуемой проблемы:
— обоснование и уточнение основных понятий, используемых автором;
— теоретические положения исследуемой проблемы;
— факторы, определяющие состояние и тенденции изменения предмета исследования;
— обоснование собственной позиции автора к решению поставленной в дипломной работе проблемы.
Вторая глава дипломной работы содержит в себе механизм решения поставленной проблемы, создание которого базируется на результатах теоретического исследования (полученных в первой главе).
Вторая глава может включать:
— анализ деятельности организации социокультурной сферы (базы дипломного исследования);
— анализ социокультурной ситуации в регионе;
— анализ рынка социокультурных услуг;
— анализ интересов и предпочтений потенциальных и реальных потребителей социокультурных услуг и тому подобное, проведение которого обусловлено логикой поставленных в исследовании задач;
— обоснование социально-культурного проекта (программы), рекомендаций по реализации проекта (программы).
Название проекта (программы) обозначено на титульном листе как заглавие дипломной работы.
Разработка и реализация проекта (программы) должна быть обусловлена конкретной социокультурной проблемой и направлена на решение этой проблемы.
Проект (программа) должен содержать цель, задачи, описание целевой аудитории проекта, направления, формы, средства и методы реализации, смету (или калькуляцию) и т. д.
Текст дипломной работы, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация, текста проявляется в наличии структурных подразделов — глав или параграфов, имеющих названия.
Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы — главы или параграфа с помощью абзацев — отступов вправо в строке при наличии новой смысловой части.
Абзацы позволяют более зримо обозначать логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, которые невозможно выделить другими способами. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста дипломной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.
Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в совокупности должны раскрывать содержание главы в целом.
Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу ýже общего объема составляющих ее параграфов, то есть содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количества параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.
Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур. Заголовки должны быть достаточно краткими, то есть не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк.
Главы завершаются краткими выводами (обобщениями) — своеобразным итогом работы.
Выводы должны подводить к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.
В свою очередь, выводы глав в более сжатом, обобщенном виде находят отражение в заключении. При этом каждый последующий вывод должен быть логически связан с предыдущим.
Заключение дипломной работы должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты дипломного исследования.
В Заключении подводятся итоги — производится сравнение ранее намеченных задач и степени их реализации, оценивается степень достижения цели исследования, формулируются выводы, выносимые на защиту.
На защиту целесообразно выносить разработанный и обоснованный в ходе исследования проект (программу), рекомендации по его реализации.
Заключение — основа для доклада на защите.
Вслед за Заключением приводится Список литературы и интернет-источников. Это перечень источников, использованный автором в ходе работы над темой исследования.
Список литературы составляется в алфавитном порядке.
Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в тексте дипломной работы.
Использованная литература отражается на страницах дипломной работы в виде ссылок в тексте и в виде постраничных сносок, расположенных на каждой странице под основным текстом.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, помещаются в Приложении.
Приложение — оригинальный материал, использованный автором работы в качестве предмета анализа или доказательства своих выводов. В Приложении находят отражение все используемые автором исследования инструментальные средства (анкеты, тесты, карточки-наблюдения, вопросники для проведения интервью, бесед и т. д.), а также диаграммы, схемы, графики, фотографии и др.
В тексте работы необходимо сделать ссылки на Приложение.
Конструктор сайтов Asia.kz |